МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

 

Выбор направления, в котором ребенок будет получать раннее дошкольное образования, в некоторых семьях начинается порой еще до рождения малыша. Это вполне оправдано. Опоздать к началу воспитания можно ровно настолько, насколько поздно родители задумаются об этом, когда ребенок уже родился и растет. Однако часто даже своевременная забота оборачивается «медвежьей услугой», если выбор сделан неправильно.

Бывает так, что из-за недостатка информации и растерянности родителей ребенок «мигрирует» от одной методики к другой, меняя детские сады и воспитателей, а результаты все равно не удовлетворяют взрослых. Иногда это связано с тем, что не все школы и курсы, носящие имена выдающихся педагогов и психологов, действительно соответствуют правилам методик этих специалистов.

Поэтому первый шаг, который необходимо сделать родителям, выбирающим методику развития для своего ребенка, — это узнать как можно больше из первоисточника, литературы, написанной непосредственно авторами метода. Только после этого необходимо искать подробную информацию о дошкольных учреждениях, которые проводят курсы по данному направлению. Важно, чтобы методика была сертифицирована. Также важно, чтобы возраст ребенка соответствовал тому, на какой период развития рассчитан тот или иной курс.

Подробная информация из первоисточников предупредит возможное недопонимание и ошибки. Так, например, о методе Монтессори необходимо знать, что официальный центр, выдающий сертификат преподавателю этого метода, находится в Голландии. Нередко родители думают, что итальянские корни автора приводят специалистов за подтверждением квалификации на Пиренейский полуостров.

Надо сказать, что тех воспитателей, которые получают единственный официальный сертификат по этому методу, очень немного. Гораздо больше детских садов, образовательных и воспитательных центров, которые работают по этой системе просто из любви к педагогике.

Время от времени дезинформация приводит к конфликтам между родителями и воспитателями потому, что ожидания первых не оправдываются результатами, которые могут предъявить вторые. Допустим, родители — сторонники гармоничного развития и могут понимать под этими словами ранее вовлечение ребенка в спектр разнообразных знаний и развитие у него утонченного восприятия природы и искусств.

Они отправляют детей в школы, методики в которых создавались изначально не педагогами, не психологами, не философами и даже не литераторами. Непрофессионально преподанные знания вряд ли могут служить основой для дальнейшего образования и развития в современном обществе.

Главное, что необходимо решить родителям, это с какой целью они хотят поручить ребенка воспитателям в направлении, которое отличается от общего дошкольного образования. Порой ответ на этот вопрос приводит к тому, что родители признаются — это их нереализованные желания и потребности знать или уметь что-то «гонят» детей опережать сверстников и развиваться как-то иначе.

Однако почти невозможно привить ребенку любовь к книгам, если сам не любишь читать. К тому же есть огромное различие между умением читать и умением понимать смысл.

Чтение — это осознание причин и следствий, различение сходств и несоответствий, правдоподобия и вымысла. Одно это говорит о том, как много уровней составляет настоящее знание. Если же ребенок по какой-то причине не восприимчив или информация скучна и непонятна, занятия превратятся в сплошные мучения.

Разумеется, все вышеизложенное вовсе не говорит о том, что от развивающих занятий и пособий нужно отказаться. И музыка, и хореография, и иностранные языки, и математика — все это нужно детям. Но только в той мере, в которой они дополняют картину мира ребенка, а не затмевают и не замещают ее.

Если ребенок не станет новым гением науки или искусства, но если он будет с удовольствием читать, считать, слушать музыку, разглядывать картины, размышлять об исторических событиях и разговаривать с людьми, он станет умелым, сообразительным и интересным человеком. И, вполне вероятно, что именно благодаря этому — счастливым.

 

[su_box title=»Из люльки в академики» style=»bubbles» box_color=»#e4ff9e» title_color=»#1b1818″ radius=»7″]

Надо ли учить детей читать в два года? А в один год? Какая польза от раннего развития? Размышляет психолог и отец Юрий Лапшин

– Фемистоклюс, скажи мне, какой лучший город во Франции?
Здесь учитель обратил все внимание на Фемистоклюса и казалось, хотел ему вскочить в глаза, но наконец совершенно успокоился и кивнул головою, когда Фемистоклюс сказал: «Париж».
– А у нас какой лучший город? – спросил опять Манилов.
Учитель опять настроил внимание.
– Петербург, – отвечал Фемистоклюс.
– А еще какой?
– Москва, – отвечал Фемистоклюс.
– Умница, душенька! – сказал на это Чичиков. – Скажите, однако ж… – продолжал он, обратившись тут же с некоторым видом изумления к Маниловым, – в такие лета и уже такие сведения! Я должен вам сказать, что в этом ребенке будут большие способности.
Н. В. Гоголь. Мертвые души

Пока у вас нет своих детей, вы слушаете рассказы друзей о том, как они учат своего шестимесячного сына читать. Как демонстрируют ему крупно написанные буквы или даже слова, называют ему их. Как уверяют, что это очень действенная и вполне научная методика. Это кажется вам бессмысленным занятием: ведь очевидно, что у ребенка еще не сформированы те структуры мозга и психики, на базе которых он может обучаться чтению.

Малыш просто еще не способен понять, чего от него хотят, показывая какие-то картинки. Вам даже странно, как разумный человек всерьез может заниматься таким абсурдным делом. Однако у молодого отца так горят глаза, когда он рассказывает об этом! И вы думаете: да какая разница, даст это какой-нибудь результат или нет, ведь папа с интересом и удовольствием возится с малышом. А значит, малыш получает главное, что необходимо ему в этом возрасте, – эмоциональное общение с отцом. И вы не делитесь с ним своим скепсисом.

Потом вы ждете рождения своего собственного ребенка. Теперь вы уже не столь однозначно уверены в абсурдности или ненужности бэби-йоги и «постнатального плавания», кубиков Зайцева и рамок Монтессори, классической музыки, закаливания, обучения чтению в год и математике в три, логике и нескольким иностранным языкам одновременно. Ведь очень хочется «не упустить потенциал» ребенка, «дать ему самое лучшее», «посеять семена». Каждый родитель надеется на то, что в будущем они «взойдут» здоровьем, умом и талантами ребенка. Не проводя критического разбора конкретных методик «раннего развития», которые ныне столь популярны, мы рассмотрим плюсы и минусы форсированного развития ребенка в раннем возрасте.

Что же в них хорошего?

Многие методики раннего развития, действительно, создаются настоящими профессионалами на основе многолетнего опыта работы с детьми, в том числе и с собственными детьми авторов этих методик. Как правило, в результатах их работы есть и передовые для своего времени взгляды их авторов на возможности ребенка, и глубокое знание своего предмета, и оригинальные приемы педагогики. Иногда создаются интересные нетривиальные пособия, привлекающие внимание детей.

Авторы хотят дать ребенку возможность как можно лучше узнать мир, получить новый опыт, активно оперировать учебным материалом, изложенным в яркой и увлекательной форме. Важно отметить, что методики раннего развития обращены к «сенситивным периодам» физиологического и психологического развития. В это время происходят естественные всплески активности ребенка в освоении новых областей.

Не секрет, что до пяти лет организм ребенка, и в частности его нервная система, столь бурно перерабатывает настолько грандиозные объемы информации, что это невозможно сравнить ни с каким другим периодом всей человеческой жизни. Необычайно велики и ресурсы, которыми обладает ребенок в эти «сенситивные» периоды. Широко известно, например, что в возрасте до пяти лет дети, общающиеся с носителями разных языков, могут без труда заговорить на этих языках.

Этот факт используют различные программы обучения малышей иностранным языкам едва ли не параллельно с развитием у них родной речи. Приблизительно к семи годам, как раз когда придет пора идти в школу, фаза бурного роста закончится, и процесс познания нового будет совершаться уже не с такой легкостью, но потребует от ребенка терпения и усидчивости.

В раннем возрасте познавательный процесс всеобъемлющ. До года развитию ребенка способствует каждый эпизод эмоционального общения с родителями, от года до трех – взаимодействия с предметами, от трех до пяти – ролевых игр со сверстниками.

Развивающие методики, построенные с учетом возрастных потребностей ребенка, с должной наглядностью и увлекательностью, дадут ему возможность полнее использовать имеющиеся у него ресурсы.

…и что плохого?

Позитивный опыт других людей в той сфере, где ты сам не очень-то силен, оказывает двоякое влияние. С одной стороны, он вселяет надежду на то, что ты тоже можешь достичь успеха, раз он в принципе достижим, а с другой – вызывает соблазн воспользоваться проторенной дорожкой, «технологией», обещающей достижение результата.

При этом показателем успешности той или иной методики, как правило, служат измеримые, наблюдаемые и осязаемые результаты: насколько рано и быстро (и насколько раньше и быстрее своих сверстников) ребенок встанет на ножки, пойдет, заговорит, научится строить сложные фразы и целые предложения, читать и писать, рассказывать стихи или говорить на иностранном языке, устно считать или играть на музыкальных инструментах.

Очень часто под словосочетанием «раннее развитие» родители понимают развитие с «младых ногтей» учебных навыков в их чистом виде: чтение, счет, форма, цвет. Ориентирами служат навыки, которые пригодятся ребенку в детском саду и школе, позволят ему не только развить природные склонности в способности и таланты, но и с самого начала достигать успехов и оказываться в лидерах в жизненной гонке, выработать «психологию победителя» и в дальнейшем занять достойное место в жизни. Кто из родителей не желает своему ребенку успеха в жизни?

Однако у этого движения родительской души есть и обратная сторона: в значительной степени желание видеть детей успешными, и как можно скорее, основывается на собственном опыте «пробивания» в жизни, ощущения нехватки поддержки со стороны родителей, памяти об ограниченных ресурсах семьи.

Когда мы говорим сами себе: «Я должен во что бы то ни стало дать моему ребенку самое лучшее…» (например, образование и воспитание) – не двигает ли нами желание подстелить ему соломку там, где было больно нам, а то и взять реванш за неудовлетворенность собственным детством и собственным развитием? Наверняка не раз при взгляде на витрины современных игрушечных магазинов в вас просыпался ребенок, с восхищением и завистью рассматривавший нынешние машинки, ракеты, кукольные дома и прочие фантастические по меркам вашего детства вещи.

Покупая своему чаду очередной «наворот», вы делали это и для своего «внутреннего малыша», не так ли? И разве вам не бывало обидно, если ваши сын или дочь не разделяли вашего восторга или очень быстро остывали к новой игрушке, которая во времена вашего детства находилась за пределами всяких мечтаний? Нетрудно предположить, что в родительское желание изо всех сил развивать своего ребенка вносит свой вклад и ощущение неудовлетворенности собственным развитием в детстве. Нередко и обратное, когда действует семейный стереотип: «Меня сызмальства таскали по музыкальным школам и репетиторам, значит, и я должна… Иначе могу ли я считать себя хорошей матерью (и будет ли считать меня хорошей матерью моя собственная мама)?»

Сколь хороши бы ни были методики, которые мы предлагаем своему ребенку, подобные мотивы их внедрения в жизнь нашего малыша не имеют к нему самому никакого отношения. Ну и, конечно же, не стоит забывать: каждый ребенок – уникальная личность со своим характером, своими потребностями и склонностями, которые к тому же далеко не всегда легко различимы.

Считать, что определенная методика или технология гарантированно поможет развить ребенку определенные навыки или сделает талантливым в выбранной вами области – по меньшей мере самонадеянно. Ребенок вправе сам решать, кем ему быть и чем заниматься. Решать это за него – преступление. Мы можем только помочь ему, предлагая игрушки, игры, пособия, информацию, можем только открыть те двери, до которых ребенку без нашей помощи будет трудно не только достучаться, но даже доползти.

Точно так же и родители – индивидуальности со своими способностями, особенностями характера, наличием свободного времени и сил. А уж рисунок отношений родителей с детьми и вообще в семье зависит от огромного количества факторов, которые невозможно учесть и просчитать при составлении методических рекомендаций по использованию развивающих методик. А это значит, что любые методики «раннего развития» будут работать неодинаково и давать неодинаковые результаты в разных семьях, с разными детьми и разными родителями. Ни с одной методикой не стоит надеяться добиться какого-то гарантированного результата, который получился у кого-то другого.

Наконец, самый важный вопрос, который стоило бы задать с самого начала: «Зачем»? Зачем нужно ребенку запоминать азбуку в два года, считать и сравнивать количества в три, шпарить по-английски в четыре? Какие потребности ребенка тем самым удовлетворяются? А ведь развитие – процесс активный. Важнейшей его компонентой является освоение новых способов взаимодействия с миром для удовлетворения изменяющихся с ростом организма потребностей.

Не случайно выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, анализируя процесс развития, ввел понятие «зоны ближайшего развития»: это такой уровень актуальных потребностей ребенка, которые он не может удовлетворить самостоятельно, но может с помощью взрослых. Именно в этой зоне – актуального и самостоятельно недоступного, но становящегося доступным по мере освоения с помощью родителя, учителя или бабушки, и происходит развитие.

Еще раз подчеркнем: потребности эти должны быть реальны – как, например, жизнь в чужой стране и общение с иноязычными детьми или родителями, говорящими на разных языках. Иначе навык, даже если он и установится, быстро сойдет на нет или останется пустой «безделушкой» на потеху гостям гордых мамы и папы.

Нам могут возразить: мир становится все более динамичным, и для комфортной жизни в нем ребенку необходимо обладать хорошо развитыми специальными навыками. Мир и вправду меняется невероятно быстро – так можем ли мы с уверенностью утверждать, какие именно знания и навыки понадобятся нашим детям в их жизни в мире будущего? Может оказаться, что в своем благородном стремлении подготовить ребенка к дальнейшей жизни, натренировать «полезные» навыки и умения, сформировать «нужные» склонности и развить «ценные» способности мы не заметим, как перейдем грань, отделяющую радостное и жизненно необходимое для всякого малыша эмоциональное общение с любимыми мамой и папой от насилия, навязывания.

Развивать или давать развиваться?

Наталкиваясь на восторженный рассказ мамы, у которой ребенок благодаря такой-то методике в три года вовсю читает, строит сложносочиненные предложения и вообще обладает энциклопедическими знаниями, можно задуматься: неужели без всего этого он оказался бы отсталым или недоразвитым? Может, лучше дать маленькому человеку самому прийти к каким-то знаниям? Ведь в процессе взросления у него возникает куча интересующих его вопросов, на которые потребуются ответы.

Ребенок учится играя, так играйте вместе с ним, и пусть игра остается игрой, хотя бы в ней и использовались новомодные или высокотехнологичные «развивающие» методики и пособия. Развитие должно приносить удовольствие и вам, и малышу, познание мира должно быть незаметным и ни в коем случае не насильственным – через игру, ощущения, восприятие.

Не нужно ставить определенных целей: я хочу, чтобы он читал в два года, решал уравнения в пять, музицировал в десять. Хочу, чтобы все завидовали, чтобы все восторгались достижениями моего отпрыска. Ребенок должен быть спокоен, что его ни к чему не принуждают, не давят и не заставляют делать уроки из-под палки. Ни в коем случае не заставлять учиться насильно и зубрить. Иначе в раннем детстве развивается установка на тупое заучивание, на то, чтобы «тянуть лямку», добиваясь одобрения окружающих.

Надо просто любить ребенка, не давя на него, не воплощая в нем свои несбывшиеся мечты, позволяя ему самому выбирать свою дорогу. Главное в детстве – ощущение счастья, радостного чуда жизни. В конце концов, ни одна методика не принесет пользы без главных условий развития малыша: любви, понимания, поддержки, здоровья, уверенности в своих силах, возможности реализовать себя в том, к чему лежит душа.

Опубликовано в журнале «Health Line»

[/su_box]

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Комментарии
  1. Римма

    Каждая методика раннего развития имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая тот или иной подход необходимо прежде всего убедиться в том, что педагог, воспитатель, психолог, с которыми будет заниматься Ваш малыш, являются НЕ самоучками, а дипломироваными профессионалами. Кроме того, необходимо учитывать то, что методика обучения должна подбираться ИНДИВИДУАЛЬНО, тогда процес становления и развития ребенка будет эффективным.

Добавить комментарий