Всего 12,5 минут в день. Столько общаются родители и дети.

Конечно, это средние показатели, но и они очень неутешительные.

В процессе развития дети испытывают ряд изменений – эмоциональных, физических и познавательных, а также переживают кризисы и очень важно их вовремя заметить.

Психологи – Фрейд, Пиаже, Эриксон, Выготский, Эльконин, Брунер – выдвигали свои предположения и классификации относительно детского развития. Все они отличались. Впрочем, можно проследить ряд особенностей и сходства.

Кризисами называют те периоды жизни человека, которые являются поворотными или поворотными. Когда привычный порядок вещей не устраивает, но человек еще не выработала новых стратегий или навыков, чтобы реагировать и мыслить иначе.

Поговорим о возрастных кризисах, которые переживают дети и как родителям ориентироваться: это кризис или еще нет? Как поддержать ребенка?

КРИЗИС 1 ГОДА

Начало этого кризиса связывают с первыми шагами или словами ребенка.

Благодаря таким новым навыкам, он чувствует острую необходимость быть более самостоятельным, независимым от взрослых, но это пока невозможно.

Дети в этот период проявляют себя очень эмоционально. Кричат, злятся и бунтуют, когда взрослые слишком их опекают. Однако заботливое поведение родителей является естественной, поскольку ребенок полностью зависим от них. В конце концов, даже не умеет самостоятельно передвигаться.

Начало кризиса 1 года связывают с первыми шагами или словами ребенка. Фото Venerala/Depositphotos
Начало кризиса 1 года связывают с первыми шагами или словами ребенка. Фото Venerala/Depositphotos

Поскольку ребенок учится ходить, то физическая связь с мамой становится менее тесной. Исследуются новые территории, предметы, до которых малыш может доползти или дойти.

Очень важно в этот период поддерживать попытки. Без вашей оценки ребенок не всегда может осознать свои самостоятельные попытки и их значение.

Хвалите за то, что она пробовала достать игрушку или дойти до вас. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал мягко и приветливо.

Ребенок отталкивается от ваших оценок – это поощряет еще исследовать мир вокруг.

КРИЗИС 3 ЛЕТ

Если на вас уже посыпались сотни детских «Почему?» и «Я сам/сама», то кризис трех лет начался.

Ребенок проявляет изрядное упрямство, когда ему не дают сделать что-то, а пытаются помочь. Ставит под сомнение устоявшиеся правила в семье, потому что хочет быть самостоятельным. Может обесценивать то, что было ранее ему важным. Например, любимую игрушку или куртку.

Ребенок отказывается делать то, что говорят взрослые. Быстро раздражается и протестует против их просьб.

Со стороны такое поведение можно трактовать как непослушание, но это желание ребенка перейти на другой уровень развития.

Со стороны такое поведение можно трактовать как непослушание. Фото red_pepper82/Depositphotos
Со стороны такое поведение можно трактовать как непослушание. Фото red_pepper82/Depositphotos

Поскольку и родители, и ребенок привыкли к определенному положению вещей, то всем сложно перестроиться и изменить поведение. Родителям нужно время, чтобы понять, как себя вести.

Для ребенка поддержкой будет контролируемая самостоятельность, которую вы ему даете. Когда позволяете делать то, что ему под силу самому, но при этом незаметно наблюдаете.

В это время дети хотят самостоятельно выбирать игрушку в садик, дорогу до магазина, блюдо для обеда. Старайтесь поощрять и давать ребенку возможность делать выбор в таких делах.

Именно ваша внимательность и то, что вы позволяете ей выбирать, помогает заложить основы активной жизненной позиции.

КРИЗИС 6 ЛЕТ

Начало этого кризиса связывают с началом посещения школы.

Представьте только: у вас был собственный привычный и комфортный мир, но вдруг он стал для вас слишком тесным. И покидать жаль, но тесно… что-То похожее испытывают дети во время этого кризиса.

Для ребенка школа – это большой стресс, ведь ему придется привыкать ко всему новому, адаптироваться под другой режим. Одноклассники и темп обучения тоже могут сначала вызвать беспокойство и тревогу.

Если до этого было интересно играть, то примерно в 6 лет ребенок проявляет интерес учиться.

Однако не все дети шестилетнего возраста готовы к обучению в школе. Это зависит от многих факторов, поэтому в некоторых кризис может прийти и в 7 лет – когда ребенок пойдет в первый класс.

Любой кризис имеет задача. Его стоит выполнить, тогда ребенок дальше сможет развиваться в своем темпе. Фото Madhourses/Depositphotos
Любой кризис имеет задача. Его стоит выполнить, тогда ребенок дальше сможет развиваться в своем темпе. Фото Madhourses/Depositphotos

В это время дети копируют действия и слова взрослых. Пытаются делать то, что хвалят взрослые. Если вы хвалите рисунки, то она будет рисовать с еще большей настойчивостью. Ребенку очень хочется, чтобы его кто-то замечал и давал положительные отзывы.

Как и любой кризис, эта задача. Её стоит выполнить, тогда ребенок дальше сможет развиваться в своем темпе.

Задачей для ребенка в этот период – сменить тип деятельности. С игры на учебу. А еще – научиться взаимодействовать с другими на более самостоятельном уровне.

Помогите в этом: определите ему персональную ответственность, что подходит к возможностям. Вынести мусор дважды в неделю, по вытирать пыль каждую субботу.

Также стоит визуально распределить день. Используйте доску или бумагу, чтобы нарисовать план дня. Потом ребенок посмотрит на рисунки – и быстрее сориентируется. У рисунков напишите часы уроков, кружков, важные для ребенка даты.

Такие планы можно делать на неделю или месяц. Они помогают детям не бояться что-то пропустить или забыть. Это снижает тревожность. Поскольку у ребенка только изменился почти целый мир – это важно.

Впоследствии дети переживают подростковый кризис. О нём сложено столько историй и мифов. Мол, подросткам ничего не надо и у них нет авторитетов.

Но действительно ли это так?

Ради любопытства:

Хороший человек всегда нажмет на кнопку!
Комментарий - Благодарность за пользу от прочитанного.
Виталий Черёмухин

Папа 3-х принцесс.

Без комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

шестнадцать − 14 =

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru