Образование и воспитание детей. Использование игровых форм в воспитании.

Использование игровых форм в воспитании.

Учёные – психологи, ещё в советские времена, проследили за становлением одного поколения. Изучая поведение детей в детском саду, обратили внимание на отношение детей к игре и на возникающие в игре отношения. Выделились две группы детей: активные и пассивные в игре. Затем дети выросли, и учёные продолжали свои наблюдения в пионерской организации, в школе.

Оказалось, активные в игре дети быстро завоевали командные посты, находили выход своей активной жизненной энергии, не чувствовали никакой ущемлённости. Дети же, которые были пассивными в игре, не могли быстро найти применение своим силам, такая же картина повторилась в комсомольской организации.

Легче находя контакты с ребятами, расширяя свой опыт общения, активные ощущали всю полноту и радость жизни, пассивные же всё сваливали на не благоприятные обстоятельства. Наконец, психологи зафиксировали производственные успехи обеих наблюдаемых групп. Из группы активных в игре сформировались люди с устойчивым положительным мировосприятием, оптимистически настроенные. Из пассивной группы вышли люди, страдающие «аффектом неадекватности», то есть вечным поиском своей несостоятельности в жизни.

Таким образом, между непринятым в игру ребёнком и непонятной личностью во взрослой жизни есть порой прямая связь.

Так стоит ли пренебрегать игрой?

В настоящее время в семье есть возможность целенаправленно проводить свой досуг. Практически каждая семья имеет телевизор, компьютер, библиотеку и т.д. Все эти блага цивилизации увеличивают воспитательный потенциал, нравственный климат в семье, способствуют созданию эмоциональных контактов между родителями и детьми. Однако, отмечая расширение занятий взрослых в свободное время, игру их в домашние настольные игры и другие развлечения, учёные фиксируют сокращение затрат времени взрослых на занятие с детьми.

Это печальный факт, потому что сокращение ежедневного, насыщенного общения родителей с детьми приводит к душевному переживаниям детей. Исключение составляет проведение семейных праздников, новогодних ёлок, дней рождения, когда ребёнок оказывается в центре внимания и сего мнением, наконец, считаются взрослые. Всё-таки, в большинстве семей игре не придаётся нужного значения. Обычно родители предпочитают обходиться словесными методами воспитания – напоминают, повторяют, убеждают, побуждают, упрекают, угрожают, стыдят, требуют и, в конце концов, наказывают.

Всё это вызывает у ребёнка отрицательную реакцию. А ведь насколько просто с игрой. Насколько легче и доступнее детям воспринимать требования родителей, выраженные в игровой форме. Например, чтобы приучить ребёнка убирать за собой вещи, книги, игрушки, посуду, всегда можно придумать игры.

Например, игра «дежурный по комнате».

— Кто сегодня дежурный по комнате? – спросите вы.

И ребёнок, прекрасно понимая игровой язык, тут же поддержит вас:

— Я, Невзорова Настя.

— На уборку территории отводится 15 минут! – дадите задание вы. И работа закипела. Не надо угроз: «Если сейчас не уберёшь – гулять не пойдёшь…» и так далее. Если хотите вместе помыть полы, провести генеральную уборку дома, объявите «морской аврал», а сами превратитесь в матроса и капитана.

Усилить физическую сторону воспитания вашего ребёнка

Если хотите усилить физическую сторону воспитания вашего ребёнка, собирайтесь в «космический полёт». Каждое утро объявляйте тренировки по космическому режиму, коридор превращайте в кабину космического корабля, сооружайте несложные снаряды (канат, кольца, перекладину),  упражняйте во всём этом ребёнка. Введите обтирание и обливание холодной водой. Всё время при этом не забывайте, что вы вступили с ребёнком в игровое сообщество.

Нельзя просто так взять и выйти из роли. Надо постоянно поддерживать игровую ситуацию, иначе ребёнок не поверит вам, и тогда все усилия напрасны. Игра будет разрушена, не достигнув своей воспитательной цели. Задача родителей не просто терпеливо продолжать игру, а стараться вновь и вновь вносить в неё разные элементы. И обязательно не забывать поощрять ребёнка за совершённые им усилия над собой в игре – за преодоление лени, безволия, боязни и др.

Игра в семье

Игра в семье – это праздник, который вы дарите детям. Игра облегчает жизнь растущего человека, разрешает основное противоречие, между тем, что они хотят, и тем, что они могут. Игра для ребёнка становится тренировочной площадкой, где выковывается его характер, закаляется воля, испытывается выносливость.

Игра для ребёнка может стать лесенкой при восхождении на «Олимп» становления самостоятельной и всесторонне гармонически развитой личности. Конечно, использование игровых форм в семье совсем непростое дело.  Может, не всё сразу получится. Нужно учится, читать, экспериментировать, думать… Игра должна стать вашей помощницей в воспитании, потому что

«…Воспитывать, – пишет В. Г. Белинский, – не значит только выкармливать и вынянчивать (первое может сделать корова или коза, а второе нянька), но и дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?…»

Ради любопытства:

Хороший человек всегда нажмет на кнопку!
Комментарий - Благодарность за пользу от прочитанного.
Виталий Черёмухин

Папа 3-х принцесс.

Без комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru