10 фильмов о школьных буднях

С одной стороны, школа дает необходимые знания и социальные навыки, а с другой – приглушает индивидуальность ребенка. Впрочем, именно там ученики получают моральные уроки, которые будут помнить всю жизнь.

Кинематограф неоднократно обращался к «школьной теме». В следующей подборке – десять картин из разных времен и стран, в которых школа представлена во всей своей неоднозначности.

Пунш из жженого сахара (реж. Гельмут Вайсс, Германия, 1944 год)

Лента «Пунш из жженого сахара» относится к классике немецкого кино и очень популярна в Европе. Главную роль в картине исполнил выдающийся немецкий комик Ганц Рюман. Картина снята по одноименному роману Генриха Шпоерля (1933), и в несколько идеализированном свете рассказывает о временах Веймарской республики.

В фильме речь идет о молодом писателе Йоганесе Пфайффере – выходце из богатой семьи. Однажды, за бокалом пунша из жженого сахара, он слышит ностальгические рассказы друзей о школьных похождениях и жалеет, что учился у частных учителей. Йоганес покидает Берлин и поступает в выпускной класс провинциальной школы для мальчиков. Он скрывает свой возраст и социальное положение, поэтому все воспринимают его как «юного» и наивного Ганса. Писатель погружается в школьные шалости: он шутит над учителями, срывает уроки, а также ухаживает за девушками. Наконец, новая жизнь так увлекает героя, что он отказывается возвращаться назад.

«Пунш из жженого сахара» начинается словами, взятыми из книги Шпоерля: «Этот фильм посвящен школам, и, возможно, они не смогут этого оценить». И действительно, после окончания съемок у творческой группы возникли проблемы с тогдашним министром образования, который увидел в картине насмешку над авторитетом школьных учителей. Впрочем, сама картина – добрая, наивная и очень ностальгическая – скорее идеализирует школьные времена, когда все воспринималось легко и непринужденно, а непростая взрослая жизнь была далеко впереди.

НаПолА (реж. Деннис Ганзель, Германия, 2004 год)

Аббревиатура НаПолА расшифровывается как «Национал-политическая академия». Это было учебное заведение времен Третьего Рейха, в котором готовили будущую нацистскую элиту, в частности армейских офицеров. Туда отбирали физически совершенных и здоровых мальчиков, которые соответствовали всем критериям арийской чистоты. Когда-то французский писатель Мишель Турнье в своем знаменитом романе «Лесной царь» описал будни подобной академии, полные непрерывной муштры и идеологической обработки.

Лента «НаПолА» рассказывает об академии с точки зрения ее учеников и демонстрирует чудовищное влияние тоталитарной идеологии на сознание детей. В фильме речь идет о бедном шестнадцатилетнем подростке Фридрихе, который получил приглашение в престижную академию благодаря своему таланту боксера. Отец парня запретил ему иметь хоть что-то общее с нацистами, однако Фридрих решил не терять шанс на лучшую жизнь и хитростью добился зачисления в НаПолА.

В академии царит дух грубой физической силы, а дети живут в спартанских условиях, готовясь к будущим военным свершениям. Фридрих быстро привыкает к правилам академии и даже достигает серьезных успехов. Однако дружба с нежным, хрупким мальчиком Альбрехтом – сыном гауляйтера – меняет его взгляды на жизнь.

Наконец, Альбрехт выбирает самоубийство вместо службы Рейху. Этот поступок становится для Фридриха настоящим откровением – он начинает понимать цену нацистской идеологии.

До свидания, мистер Чипс (реж. Сэм Вуд, Великобритания, 1939)

Снятый по одноименному роману Джеймса Гилтона, фильм рассказывает о жизни скромного учителя латыни в одной из британских частных школ для мальчиков. Мистер Чиппинг, которого ученики называли «Чипс», вошел в стены школы в 1870-м году, еще во времена королевы Виктории, а покинул в 1933-м, в год прихода Гитлера к власти.

Всю жизнь мистер Чипс стремился научить своих учеников не только латини, но и доброты и отзывчивости. На протяжении шестидесяти трех лет он наблюдал за тем, как растут дети, часто встречая за партами сыновей и внуков своих первых воспитанников.

Мистеру Чипсу приходилось вести уроки под грохот бомбардировок, а также прятать бывших учеников, погибших на полях сражения. После того, как его жена и ребенок умерли во время родов, мистер Чипс остался бездетным вдовцом, однако каждого ученика он считал своим сыном.

Трогательный и добрый фильм Сэма Вуда считается классикой британского кино. Актер Роберт Донат, сыгравший мистера Чипса, получил «Оскара» за свое мастерство. Донат, которому на время съемок было 34 года, сыграл своего героя в юности, зрелости и старости, буквально вжившись в эту роль.

Общество мертвых поэтов (реж. Питер Вир, США, 1989)

Один из лучших фильмов о юности и свободе. В картине речь идет об американской частной школе для мальчиков, где учатся отпрыски богатых родителей. Там из учеников пытаются вырастить будущих политиков и бизнесменов, однако дети с презрением относятся к педагогическим методам своей альма-матер, которые кажутся им устаревшими и старомодными.

Приход нового учителя литературы мистера Китинга меняет отношение ребят к учебе. Китинг – сам выпускник этой школы – пытается подружиться с учениками. Он призывает их развивать свое воображение, жить интересно и неординарно и «ловить» каждый момент жизни. Увлеченные уроками Китинга, мальчики возрождают литературный клуб «Общество мертвых поэтов», в который некогда входил их учитель.

Один из учеников даже отказывается от карьеры, избранной для него отцом, и начинает играть в театре. Дальнейший конфликт с семьей подталкивает парня к самоубийству. Однако отец отказывается признавать свою вину в смерти сына и обвиняет во всем Китинга. Учитель вынужден покинуть школу, но его уроки не прошли для мальчиков бесполезно – они смогли почувствовать и сохранить внутреннюю свободу.

Лента «Общество мертвых поэтов» получила «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и приз Британской киноакадемии за лучший фильм года.

Вам и не снилось (реж. Илья Фрез, СССР, 1981)

Снятый по повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька» фильм «Вам и не снилось» получил огромную популярность в СССР. Его постановщиком был знаменитый режиссер Илья Фрез, который специализировался на детских и школьных фильмах. По сюжету, семья девятиклассницы Кати переезжает в новый район. Оказывается, что их новый сосед некогда тщетно ухаживал за мамой девочки. Теперь он женат, но с теплотой вспоминает былые времена. Его сын Роман оказывается в одном классе с Катей. Между парнем и девушкой вспыхивает любовь.

Родители девушки не против этих отношений, однако мама Ромы, ревнуя мужа к бывшей подруге, а сына – к Кате, пытается разлучить влюбленных. Она отправляет мальчика к якобы больной бабушке в Ленинград, приказав ей перехватывать все письма и звонки от Кати. Впоследствии ложь раскрывается, и влюбленные прибегают к последней, отчаянной попытке воссоединения.

 «Вам и не снилось» выглядит очень целомудренно на фоне другой популярной в Союзе картины «Пришло время любить», снятой в Югославии в 1979 году, где уже шла речь о подростковом сексе и подпольных абортах. Однако картина Фреза так или иначе касалась вопросов, о которых в СССР всегда говорили неохотно.

Наконец, фильм признавал, что советские школьники могут не только собирать макулатуру и рисовать стенгазеты, но и переживать серьезные взрослые чувства.

До свидания, дети (реж. Луи Маль, Франция / ФРГ, 1989 год)

Свою картину Луи Маль снял по собственным школьными воспоминаниями – во время войны он стал свидетелем того, как трех учеников-евреев из его класса, а также учителя и директора школы арестовало гестапо. Поэтому мальчика Жьюльена, который является главным героем фильма, можно назвать альтер-эго режиссера.

Действие фильма происходит в 1944 году. Двенадцатилетний Жюльен уезжает из Парижа в школу. Разлука с матерью и жизнь в убогом пансионате кажутся ему невыносимыми. Случайно Жюльен узнает, что монахи прячут среди учеников нескольких еврейских мальчиков. С одним из них – Жаном, у мальчика завязываются дружеские отношения.

Скоро Жюльен убеждается, что нацистская оккупация не ограничивается голодным пайком и присутствием на улицах немецких солдат. Он начинает уважать монахов за их смелость и благородство даже перед лицом смерти.

Картина «До свидания, дети» получила семь наград Венецианского кинофестиваля, в частности Золотого Льва, и семь премий Сезар в том числе за лучший фильм и за лучшую режиссуру.

Класс (реж. Лоран Канте, Франция, 2008)

Оригинальное название картины в переводе с французского – «Между стен». Именно так называется автобиографическая книга учителя французского языка и писателя Франсуа Бегодо, по сюжету которого и был снят фильм. Сам Франсуа не только приобщился к написанию сценария, но и сыграл главную роль в картине – кинематографическую версию самого себя.

По сюжету молодой учитель Франсуа преподает в школе, которую посещают дети из бедного квартала. В основном это дети эмигрантов, поэтому они имеют разный цвет кожи и часто плохо владеют французским. Это влияет и на качество обучения: школьники не только пренебрегают уроками, но и с недоверием относятся к учителям.

Один из учеников Франсуа – вспыльчивый и неуравновешенный, однако способный подросток Сулейман. Учителям трудно достучаться до него. Однажды Франсуа совершает педагогическую ошибку и его поступок дорогого стоит Сулейману. Лента, показанная с точки зрения преподавателя, рассказывает о проблемах, с которыми сталкивается почти каждый педагог современной школы.

Дети уже не страдают от телесных наказаний и строгой дисциплины, однако и справиться с ними становится все труднее. Кроме того, школьники не хотят учиться и ничем не интересуются. Однако картина намекает на причину этой проблемы – дети из бедных кварталов привыкли к скудному существованию и не видят никаких перспектив в жизни.

Лента «Класс» получила Золотую Пальму на Каннском фестивале.

Факультет (реж. Роберт Родригес, США, 1998)

Каждому школьнику, наверное, казалось, что его одноклассники и учителя как-будто прибыли с другой планеты. Сценарист Кевин Уильямсон (именно он работал над франшизой «Крик») и режиссер Роберт Родригез развили эту фантазию и создали фильм, в котором инопланетяне захватывают обычную американскую школу.

В картине фигурирует группа «среднестатистических» старшеклассников. Среди них есть новенькая, скромняга-фотограф, школьная красавица, спортсмен, юный наркодиллер и замкнутая маргиналка. Однажды дети замечают, что их учителя ведут себя странно.

Фотограф Кейси предполагает, что их тела захватили пришельцы, пытающиеся подчинить себе все человечество. Как ни странно, его гипотеза подтверждается, поэтому подростки вынуждены вступить в бой с инопланетноы нашествием.

Королевская битва (реж. Киндзи Фукасаку, Япония, 2000)

В основе картины лежит одноименная книга японского писателя Косюна Таками. В фильме речь идет о недалеком японском будущем, в котором школьники вынуждены принимать участие в специальной образовательной игре «Королевская битва». Взрослые ввели ее, чтобы сократить уровень безработицы и подростковой преступности. Сама игра сводится к банальной битве за выживание, в которой дети имеют право убивать друг друга.

По сюжету картины группа девятиклассников отправляется на экскурсию, однако неожиданно оказывается на необитаемом острове. Учитель Китано (в этой роли снялся режиссер Такеши Китано) объясняет детям, что их класс в этом году принимает участие в «Королевской битве».

На каждом игроке надет ошейник. Он взорвется, если кто-то попытается его снять или сбежать с острова. В живых должен остаться только один школьник, иначе ошейники также сработают. Оружие каждый участник получает жеребьевкой. Вытащить из мешка можно и автомат, и крышку от кастрюли. Однако победит как всегда сильнейший.

Этот откровенный, кровавый и жестокий фильм стал настоящим событием в кино, в частности он получил немало наград. Впрочем, в картине речь идет не только об убийствах, предательстве и буйстве инстинкта самосохранения. «Королевскую битву» можно воспринимать и как лирический фильм о первой любви, и как упрек старшему поколению, которое заставляет молодежь участвовать в очередной бессмысленной бойне.

Стена (реж. Алан Паркер, Великобритания, 1982)

Знаменитая лента Алана Паркера не совсем подходит к теме «школьного кино», однако именно в ней появился эпизод, который стал символом борьбы молодежи с репрессивной школьной машиной.

В фильме речь идет о молодом музыканте по имени Пинк. Он с детства отгородил себя «стеной» от общества и сейчас страдает от одиночества и внутреннего душевного беспокойства. К этому состоянию привели, в частности, и нелепые школьные учителя, которые унижали Пинка в детстве. В одном из эпизодов «Стены» мы видим преподавателя литературы, который отбирает у мальчика блокнот с его стихами и призывает весь класс насмехаться над ними.

В голове Пинка появляется образ детей, которые с одинаковыми масками вместо лиц движутся конвейером к гигантской мясорубке. Впоследствии, дети устраивают школьную революцию и, распевая «нам не нужно образование», громят классы и сжигают парты и учебники на костре.

Картина «Стена» базируется на одноименном альбоме группы Пинк Флойд, а свое имя главный герой получил в честь этого коллектива. Песня «Another Brick in the Wall 2», в которой говорится, что школьное образование делает из ребенка «еще один кирпич в стене», стала одной из самых популярных рок-композиций.

Наконец, фильм не нападает на школьное образование как таковое, а лишь критикует методы, которыми пользуются взрослые, чтобы заставить молодежь слепо поддерживать интересы лгунов и политиканов.

Ради любопытства:

Хороший человек всегда нажмет на кнопку!
Комментарий - Благодарность за пользу от прочитанного.
Виталий Черёмухин

Папа 3-х принцесс.

Без комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четырнадцать − 2 =

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru