Дисциплина и наказание. Любовь и уважение мешают воспитанию?
Избалованный и эгоистичный ребёнок
Избалованный и эгоистичный ребёнок – ночной кошмар многих родителей, а вызывается эта «болезнь» оказывается излишней любовью. Стереотип, что родители своими естественными чувствами делают из ребёнка эгоиста, уже настолько укоренился в массах, что многие даже не пытаются разобраться в вопросе, а банально лишают детей любви, считая, что так лучше.
В связи с тем, что по непонятным мне причинам любовь оказалась виноватой, то «количество» этой любви по отношению к детям всё уменьшается и уменьшается. Смешно звучит, но если «вчера» любили на 80% и не помогло, то давайте сегодня попробуем любить на 70%, а то перелюбливаем. Разве так можно? Оказывается да.
Причины
На самом деле, как мне кажется, произошло банальное смешивание таких понятий как любовь, уважение, баловство, потакание, дисциплина и наказание. Недавно у меня на блоге был комментарий, начинающийся с фразы «Главное, с уважением этим не переборщить». Давайте подумаем, а неужели такое чувство как уважение может быть избыточным? Если я уважаю стариков средненько так, то я буду уступать им место три раза в неделю, а если глубоко так уважаю, то можно и каждый день уважительно к ним относиться. Я согласен, что есть своего рода показное уважение, которое работает по принципу «надо». Вот надо уступать место и всё, а почему и зачем непонятно, но настоящее уважение оно или есть, или его нет. Не смотря на это стереотип всё-таки появился, утверждающий, что уже и уважать детей нельзя в избыточных количествах, потому что вырастут они эгоистами, но это совсем не так.
Любовь не должна быть виноватой в том, что родители слишком сильно балуют ребёнка, позволяют больше, чем нужно, не создают никаких правил, не слушают и не слышат, наказывают постоянно по любой причине, кричат, ругают, обвиняют и так далее. Именно такие действия приводят к негативным последствиям в виде эгоизма, агрессии, неуважению со стороны детей, а вот виноватой оказывается любовь (или уважение) — всё равно перелюбили (слишком сильно уважали).
Помимо любви есть интуиция, знания, жизненный опыт и реальная практика, которые доказывают, что любовь никак не мешает заниматься воспитанием. Понятие дисциплины как раз и основано на уважении и любви, тогда как наказание — прерогатива эгоистов, и оно ни к чему хорошему в долгосрочной перспективе не приводит.
Отчего нам так близко наказание?
Не потому, что «нас так воспитывали» и «мы же вот какими хорошими выросли», а банально потому что каждый из нас в какой-то мере эгоист. Наказания гораздо проще создания правил и следования им, терпимости к кричащему ребёнку и попытки понять его, а хуже всего, что наказания приводят к мгновенному результату, а именно это родителям и нужно. Желание “хоть бы он замолчал” сбывается за счёт наказания. Становится тихо и спокойно — быстро, легко и мы горды собой любимыми. К сожалению, это ни чему не научит ребёнка кроме страха, злости, непонимания и неуважения к вам в будущем.
Как реагирует ребенок на ваши наказания.
Реакция ребёнка зависит от силы наказания — чем серьёзнее наказание, тем сильнее страх и быстрее реакция, то есть с каждым разом силу воздействия придётся увеличивать. Самое неприятное, что дети берут пример с мамы или папы и очень скоро ответят тем же. Ведь через час или завтра ситуация повторится, а в какой-то день никакие наказания уже не помогут.
Детям нужно понять, что происходит.
Им нужно знать о ваших эмоциях, уметь выражать свои чувства, и без помощи родителей это очень сложно сделать.
В этом и суть дисциплины:
- -создавать семейные правила и учиться (всем вместе) жить по этим правилам;
- -объяснять негативные последствия;
- -пробовать и делать ошибки, осознавая и признавая их;
- -устраивать паузу, когда все на пределе;
- -слушать и слышать друг друга, а точнее просто относиться с уважением к ребёнку.
Такой подход учит, а не просто решает текущую проблему на пару минут, используя страх маленького человечка.
Такое простое слово уважение меняет подход к воспитанию на корню. Осталось только каждому задуматься, а уважительно ли мы относимся к своим детям в каждой конкретной ситуации?
Спасибо Вам за Вас.
В эгоизме наших детей виноваты мы сами. Давайте посмотрим как мы общаемся в семье. Ведь многие из нас, чтобы доказать свою правоту, берем «на глотку». А этого делать нельзя ни коим образом. Ведь все взаимоотношения в обществе базируются на взаимоуважении и взаимопонимании. И если в семье этого нет, то это мы не сможем воспитать в своих детях. И старайтесь больше времени уделять своим детям, проводите больше времени с ними, играйте, ходите в походы, не «покупайте» свою тишину в доме, не отталкиваете ребенка от себя и Вам не придется расплачиваться за их эгоизм.
Полностью согласна с автором про смешивание понятий, а ещё чаще и вовсе происходит подмена одного понятия другим, что гораздо усугубляет проблему. Применим такой принцип, как мысли собирательно, а действую избирательно.
И всё также актуальна исправительная розга. Понятие, которое извратили до умопомрачения (кстати, современные «умные» психологи). Даже наказание — это проявление любви.
Мне кажется, что в статье правильно написано, про создание правил в семье, очень часто родители, чтоб дети не мешали, начинают отсылать их к телевизору или компьютеру, а потом сами же возмущаются, что дети слишком много времени проводят в сети. Или разрешают ребенку, что-то, чтобы убрать дискуссии, дети быстро все схватывают и начинают этим пользоваться. В конце концов, это приводит к скандалам, родители должны быть последовательны в своих решениях.
Хорошая статья. Заставила меня задуматься. В негативных примерах узнала себя. Зачастую мне тоже легче наказать, чем создать правила и следовать им. Буду исправляться.