Творческие опыты со льдом
В первую очередь мы собрали все необходимые предметы для проведения опытов: емкости для замораживания льда, бутылка с водой, соль, краски, кисточки, белая бумага и поднос.
Первый опыт «Изучение свойств льда»
Мы налили воду в две емкости: у одной – горлышко шире чем стенки, у другой – наоборот. Поставили оба сосуда в морозилку.
Через некоторое время мы достали баночки и попробовали вытащить льдышки. Из емкости с широким горлышком льдинка выскочила легко, а вот из второго сосуда мы не смогли достать лед, пока он не растаял до величины горлышка.
Почему так получилось? В воде молекулы движутся хаотично, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита. Но в отличие ото льда, вода жидкая и ее легко можно вылить, а вот лед – это твердое состояние воды. Твердый лед вылить из баночки с узким горлышком невозможно, пока он не станет меньшим размером, чем горлышко.
В ходе этого опыта мы также выяснили, что вода замерзает неравномерно. Вначале вода замерзает по краям, постепенно охватывая всю емкость. Мы достали льдинки, когда серединка была еще не замерзшая, поэтому Настя сделала себе ледяное кольцо. (Девчонки, одним словом).
Второй опыт «Вся ли вода замерзает одинаково?»
Для этого опыта мы взяли две одинаковые баночки. В одну налили простой воды, а в другую к воде добавили несколько ложек соли. Обе баночки поставили в морозилку.
Через несколько часов мы достали обе баночки и сразу безошибочно определили, в какой из них соленая вода. Обычная вода замерзла и превратилась в льдинку, а вот соленая вода даже и не думала замерзать и на дне спокойно плавали соленые кристаллики.
Почему так получилось? Разные жидкости имеют разную температуру замерзания. Например, обычная вода замерзает при температуре 0 градусов, а для замерзания морской воды температура должна быть 1-2 градуса Цельсия.
Третий опыт «Рисование цветными льдинками»
Для этого опыта мы взяли несколько емкостей, красок и кисточек. В каждой баночке сделали цветную воду. По ходу провели опыт смешивания цветов, Настя смешала красный и желтый – получился оранжевый цвет. Поставили цветную воду в морозилку до полного замерзания.
После того, как «ледяные краски» приготовились, девчонки взяли по листу белой бумаги и нарисовали рисунки.
Почему так получилось? Цветные льдинки рисуют на бумаге, так как в них содержится краска и вода. Только в отличии от обычного рисования, вода и краска находится в замороженном состоянии, что никак не мешает творческому процессу.
Четвертый опыт «Ледяной человечек»
Для проведения этого опыта нам понадобилась обычная льдинка. Для начала мы посыпали льдинку солью. Соль разъела лед и образовались ходы и лабиринты. Чтобы лучше разглядеть их, мы взяли краски и кисточки и начали рисовать на льдинке.
Девчонкам так понравился процесс, что они взяли еще несколько льдинок.
Сначала они просто раскрашивали льдышки сверху, но Лиза решила раскрасить и по бокам.
Получился забавный «Ледяной человечек».
Почему так получилось? Температура замерзания воды выше, чем температура замерзания солевого раствора, поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки получается раствор соли. Точка замерзания этого раствора ниже, поэтому лед начинает плавиться.
На этом мы решили остановиться, но проведение опытов нам так понравилось, что мы решили позже вернуться к этому увлекательному процессу.