Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
По мнению В. А. Сухомлинского, ребёнок к 10 – 12 годам должен включаться в общественно полезный труд, он уже сформировывается как общественная личность, определяет свои интересы, возможности, способности и дальше должен иметь условия для её совершенствования и развития. Промедление здесь смерти подобно, потому что для трудового воспитания имеются жёсткие временные рамки.
До недавнего времени мы были счастливы и довольны тем, что освободили наших детей от всякого труда, оставив им только труд учиться. Само слово детство стало синонимом беззаботности. А главной привилегией была потребность всегда и везде получать.
Нужен ли труд детям?
Но теперь мы всполошились – не имея возможности упражняться в отдаче в раннем детстве, дети, вырастая, продолжают упражняться в получении. Отсюда возникает и душевная леность, равнодушие к собственной судьбе, слабоволие и апатия, а в результате социальная и профессиональная пассивность. Значит, нужен напряжённый, активный, физически достаточно сложный, насыщенный разносторонними движениями, с применением инструментов, механизмов труд.
Так же родители должны знать чего они хотят в воспитании от своего ребёнка, и умно и мудро направлять его сердце, ум характер. И главное, чтобы они обладали той степенью родительской культуры, которая заставляет понимать – чтобы их ребёнку в жизни было легче, надо научить его уже с детства нести бремя забот, нормально, без надрыва относиться к быту, к лишениям, к переживанию житейских трудностей, невзгод и бед.
Собственный пример
Крайне эффективным, в какой-то степени даже волшебным может стать такой способ воздействия на сознание ребёнка, как собственный пример. Лозунг – «делай как я», неотъемлемая часть трудового воспитания. Ребёнок должен участвовать как полноправный член в обсуждении всех дел семьи и вносить посильную трудовую лепту. Тогда и умом своим, и сердцем он будет понимать, что в нём нуждаются как в человеке, что он не обуза и не игрушка и не каприз, а желанный человек.
«Если вы родили ребёнка, – это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше понимание и всю вашу волю». (А. С. Макаренко).
Считаю что работа вместе родителей с детьми это очень важный фактор во взаимоотношения между ними. Такое занятие позволяет лучше понять друг друга. Ребенок приобретает бесценный опыт. Помогает приучить нести ответственность за сделанную работу.
Конечно,труд важный фактор в воспитании ребёнка.В семье родителям необходимо прививать любовь к труду детям с ранних лет. В младшем возрасте:уборка в комнате,посильный труд в быту,приводит к осознанию ребёнком того,что он полноправный член семьи и делает нужную всем всем работу. Совместный труд с родителями,помощь им по хозяйству сыграет большую роль в дальнейшем формировании личности ребёнка.
Труд для детей не должен быть как наказание,надо объяснить ребенку,что работа будет у него всю жизнь и это будет на всю жизнь.
Наши дети 8 и 10 лет стараются нам во всем помогать сами, к труду мы ее не принуждаем, видно, что им это интересно и увлекательно. Конечно к труду надо приучать ребенка и это обязательно каким нибудь игровым способом, но как наказание считаю это недопустимым.
Я дочку с трех лет начала приучать к труду. Так как мы проживаем в деревне, без труда не обойтись. Сначала в игровой форме сажали картошку, ей очень нравилось кидать в ямки. Потом потихонечку научилась и лук, морковку сжать, поливать. Сейчас ей 7 лет. И в школе учится отлично, домой придет покушает и посуду помоет, и полы подметет… Очень надо приучать детей к труду. Чтоб в взрослой жизни они не пропали, добивались поставленной цели. Меня мать так научила, теперь я так детей воспитываю.
В наш компьютерный век работа , лёгкий физический труд, просто необходим детям. На даче или дома, в любом случае труд принесёт пользу. Главное не переусердствовать и не отбить желание у ребёнка к любой работе.
Ребенка нужно приучать к труду, но мне кажется в 10-12 лет это уже поздно. Нужно приучать как можно раньше. Мы все время с раннего детства вмести с детьми работаем на даче и им это очень нравится.