Струны души ребёнка

Путь запрещения

Воспитывать ребёнка – это трудно, но это и есть один из путей совершенствования себя как личности. Путь запрещения многим родителям кажется единственно возможным и очень заманчивым. Но разве не ясно, что когда кары громоздятся одна на другую, они теряют свой воспитательный эффект.

Окрики, одёргивания: «Этого не делай!», «Туда не лезь!», слово «НЕЛЬЗЯ»  употребляются несчитанное количество раз, и не только в случаях действительной необходимости, но и тогда, когда ребёнку вполне можно было бы разрешить что-то сделать.

От этих запретов дети становятся беспомощными, мнительными, несчастными – они как будто бы постоянно ждут от жизни неприятностей. Эмоциональная отзывчивость и эмоциональная глухота к восприятию слова рождается в детстве. Ребёнок слышит слово и не реагирует, а мы удивляемся: «Ты что, русский язык не понимаешь?»

Для ребёнка может стать настоящей трагедией то, что его не принимают в игру, отняли любимую игрушку, ограничили в любимом увлечении. Понять состояние ребёнка, прежде чем прибегать к наказанию, – задача добрых родителей и мудрых воспитателей.

«Какими бы истоками не питалось детское горе, у него всегда есть что-то общее, грустные, печальные глаза, в которых поражает недетская задумчивость, безучастность, тоска, одиночество», – писал В.А. Сухомлинский.

И тогда помогает слово. Силу простого человеческого слова часто недооцениваю и родители и педагоги. Оно мягкое и нежное, может стать самым большим поощрением, твёрдое и решительное – помочь ребёнку в минуту растерянности, тихое и ласковое – заменить друга, который сегодня взял и «раздружился», или отсутствующую маму.

Наказанием для ребёнка может стать сердитый взгляд, выговор, поощрением – похвала, шутка, поцелуй, сказка.

Можно:

  • лишить своей улыбки,
  • отказать в доверии,
  • выразить безразличие,
  • высказать упрёк,
  • серьёзно поговорить вдвоём.

Нельзя:

  • угрожать,
  • бить, кричать,
  • заставлять всё время просить поощрения,
  • оставлять наказанного одного,
  • выгонять друзей и подруг,
  • помнить вчерашнюю вину,
  • отнимать краски, игрушки,
  • лишать еды.

Прощение проступка

Суметь заставить переживать свою ошибку, но следует при этом иметь в виду, что переживание не должно быть слишком тягостным. Верша правосудие с позиции взрослого человека, надо помнить, всякое наказание должно быть, прежде всего, соразмерно вине ребёнка. Не всегда то, что совершают дети, подлежит наказанию.

Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка. Прощение затрагивает самые тонкие струны души ребёнка, оно как бы даёт аванс доброты, и его очень хочется оправдать. Напротив, всякое наказание освобождает от мук совести, и ребёнку уже не нужно прикладывать усилий, чтобы стать лучше.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Комментарии
  1. Сергей

    Понимаете, мы сами окружаем ребенка опасностью. Ножи, телевизоры, розетки и т.д. Ребенок хочет пощупать, понять, потрогать. А мы не даем, ведь это опасно. А потом придумываем, как правильно наказывать, как не правильно и так далее. Нужно просто сделать хотя бы маленькую игровую комнатку (ну или что-то на подобии этого). Там не должно быть всего того, что бы угрожало ребенку. Ну это всё «хотя бы», понимаете. Самое главное — это внимание родителей, улыбка и искренняя любовь.

  2. Кристина

    Вообще не представляю,как можно бить ребенка. Хотя сама про ремень, я знаю не по наслышке, и помню какие мысли меня при этом посещали.Во время нашей ссоры ,я делаю вид,что обиделась, и она просит прощения. Не знаю делает ли она для себя при этом какие-то выводы. Но также я часто забираю игрушки,если она меня не слушается. На счет розеток и ножей,лишний раз говорить не надо,она сама говорит,что «нельзя». Вот при других детях ругать, и тем более сравнивать(плохой,хороший) не нужно.

Добавить комментарий