Фантазия необходима ребёнку
Фантазия необходима ребёнку.
Ребёнок не знает, во что играть. Его никто не научил этому. Ему скучно сейчас – ему будет скучно всю жизнь. Потому что ничего не сможет он дофантазировать, придумать представить, смоделировать. Ведь воображение и возникает как раз из игры. И фантазию рождает игра.
У ребёнка нет фантазии – это страшный диагноз.
Ему оказалась недоступна условность игры. Значит, он никогда ни о чём не мечтал. Может ли быть что-нибудь более уродливое, чем «юные доктора» и «старые дети»? – писал в своё время Жан Жак Руссо. Этого не должно быть. Это аномалия детства.
Фантазия необходима ребёнку, а проигрывание различных ролей в детстве лучше подготавливает его к будущей жизни и деятельности. Информация, которую дети получают в игре , обогащает их ум, а фантазия при этом становится более качественной, более содержательной, интересной. Когда дети примеряют на себя роли положительных героев из кинофильмов, мультфильмов, сказок и рассказов, присваивая себе качества этих героев, ребята хотят быть похожими на них и в жизни.
Взрослые водят самолёты, изобретают машины, командуют полками, а дети играют в лётчиков, изобретателей и полководцев. «Дети вечно воображают себя взрослыми, вечно играют во взрослых, упражняются в том, что они будут делать всерьёз», – говорил А. В. Луначарский.
А поддерживает ребёнка в игре роль.
Роль для него – это надежда, осуществление мечты, вера в себя. Роль – это успех. Роль предписывает и правила поведения в игре, своеобразную детскую мораль. Правилам игры дети всегда подчиняются беспрекословно. Парадокс игры заключается в том, что, стремясь к максимальному удовольствию в игре от выполнения роли, ребёнок добровольно берёт на себя обязанности, связанные с подчинением правилу, часто отказываясь от действия по непосредственному импульсу в игре.
«Почему же ребёнок делает не то, что ему непосредственно хочется сейчас делать?» – спросите вы. «Потому что соблюдение правил во всей структуре игры сулит такое большое наслаждение от игры, которое больше, чем непосредственный импульс», – отвечает известный психолог Л. С. Выготский.
Овладеть правилом игры для ребёнка означает овладеть своим поведением, овладеть собой. Игра становится для ребёнка своеобразной школой жизни. «Он играет потому, что развивается и развивается, потому что играет. Игра – практика развития», – писал известный психолог С. Л. Рубинштейн.
Школа игры отличается от настоящей школы тем, что ребёнок сам себе задаёт в ней уроки и поэтому с усердием их выполняет. Все мы, наверное, нередко замечали, как часто ребёнок, играя, не знает усталости. Игра часто действует на детей как настоящий допинг, пробуждая в них самые могучие силы души и включая их в коллективные игровые отношения. Желание действовать в игре вместе, сообща, быть равным среди сверстников рождает у ребёнка уверенность в своих силах. И горе тем, кого не приняли в игру. Целую гамму неприятных переживаний, рождает в душе маленького человека ощущение вне игры. Никакие подарки не возместят потери.
Не всегда родители могут отвлечь ребёнка от тяжёлых размышлений: почему никто не хочет с ним играть? Если это случилось с вашим ребёнком, помогите ему, так как, находясь в положении «непринятого», ребёнок может прибегнуть к любым ухищрениям. Он может принять любые условия и даже выполнить не приятную для себя роль, лишь бы испытать чувство коллективного удовольствия от игры вместе со всеми.
Спасибо автору, полезная статья на многое мне открыла глаза, теперь я понимаю, почему мой ребенок просит поиграть вместе а иногда не хочет со мной играть.
Фантазія дитини неперевершена. Те, що може придумати дитина не придумає кожний дорослий
Да фантазия у ребёнка намного лучше работает,чем у взрослого человека я думаю что это уже не раз все замечали)Хорошая статья)
Да, в игре наши дети получают развитие, познают мир и взрослеют. Сейчас смотрю как ребенок играет с песком и пишу комментарий. Я прекрасно понимаю что уборка займет не один час, но для меня важнее то, что ребенок развивает моторику, внимание и другие навыки и мое время — это время матери, наблюдать и радоваться как ребенок становится умнее, смышленее и взрослее с каждой минуткой
Фантазия у детей это уж не так и плохо ,главное чтобы такие мысли не мешали и не навредили другим людям,которые вас окружают.
Согласен, фантазия ребенку очень нужна. Он развивается, мыслит, восприимчивость становиться другой. Вообщем то это идет только на пользу. Статья для меня оказалась очень полезной и в коей мере поучительной. Автору можно вполне сказать спасибо.
Удивительная по содержанию статья. Вспомнила как мой ребенок используя палочки счетные пытался изобразить змею которая дружит с паровозом.