Наказание ребёнка.

Наказание. Педагогические возможности стимулирования воспитательного процесса

  • Наказание должно исходить из объективной оценки поступка ребёнка, а не диктоваться тем, что у вас сегодня плохое настроение. Ребёнок должен знать, что в его семье можно, а что нельзя. По наказанию ребёнок определяет свой кодекс морали, для него это и возможность определить границы дозволенного и недозволенного. Ребёнок не должен воспринимать наказание как месть или как стремление сорвать зло на нём. Наказание не должно оскорблять человеческого достоинства ребёнка. Взрослому не следует подчёркивать своего превосходства, показывать зависимое положение маленького человека. Это унижает его.
  • Наказание должно быть строго индивидуализированным, воспитателю нужно учитывать индивидуальные качества личности. То, что для одного покажется наказанием, другой воспринимает как поощрение.

Однажды К.С. Станиславский, желая наказать одного актёра, вызвал к себе трёх и среди них того, кого собирался наказать. Станиславский не сказал ему ни слова, но тот почувствовал себя наказанным, потому что он сильно расхваливал двух других. Так что можно наказать, и не наказывая.

  • Не всегда нужно наказывать ребёнка сразу после проступка. Эффективнее будет, если вы просто скажете: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить». Иногда бывает достаточно этого времени, чтобы дети пережили свою ошибку. И, слава богу – наказание при этом не потребуется. Макаренко это назвал методом отсроченной беседы.
  • Серьёзный разговор с ребёнком – сильно действующее средство, конечно, при наличии родительского авторитета. Надо по-деловому, хладнокровно, аргументировано объяснить ребёнку, в чём он ошибся и в чём состоит ваше требование, заставить его выслушать, до конца не перебивая. Конечно, такие разговоры должны происходить как можно реже.

Итог

Речь шла о педагогических возможностях такого средства стимулирования воспитательного процесса, как наказание. Оно обоюдоостро. Но не менее опасно и поощрение, если оно будет применяться в неограниченных дозах Захваливание, чрезмерное поощрение, бездумное прощение ведут к педагогическому браку, в конечном итоге калечат судьбы детей. И не всякий может вынести этот груз взрослого восхищения, постоянной похвалы, задабривания. Это разрушает комфорт личности, так как лишает её борьбы за своё совершенствование.

По этому, полезно понимать, что никакое средство воздействия на ребёнка не может быть ни плохим, ни хорошим, если его рассматривать отдельно от самой личности. Но в любом случае, в любой трудной неразрешимой ситуации следует помнить, как закон для себя, как приказ – к ребёнку всё равно надо подходить «с оптимистической гипотезой», верить в него, творить доброе, ведь воспитание в конечном итоге и есть прекрасное творение себя в другом человеке.

 

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Комментарии
  1. Настя

    Главное в этом методе воспитания ,чтобы ваш ребенок понял и признал свою вину,что он справедливо наказан за содеянный проступок.

  2. Наталия

    Если ребенок совершил проступок, это не хорошо, но его нужно не наказывать, а воспитывать. ведь взрослый наказывая ребенка, тем самым ставит себя выше него, проявляет свою власть и превосходство в глазах ребенка. кроме того, это способствует развитию у ребенка комплексов неполноценности. Наказаниям -нет, грамотному воспитанию-да.

  3. Кристина

    Уже в 2 года,мы четко знаем значения слова «нельзя» и «можно», и уместно говорим «прости». Правильно наказывать,тоже надо уметь. Метод отсроченной беседы наверное очень даже эффективен, есть время на то чтобы осознать и остыть,но пока нам еще рано его применять.

  4. Виталий

    Меня наказывали, как и всех в своё время. Не принимаю версии, что взрослого и ответственного человека можно вырастить, разрешая ему всё, что он хочет.

  5. Василий

    Детей мы стараемся наказывать (8 и 10 лет) соразмерно проступку, при этом не теряя авторитет родителей. Наказывать физически считаю недопустимы, согласен с тем, что словом можно наказать больнее. И все же на первом месте мы никогда не забываем, что они все таки еще дети.

  6. Юлия

    Наказывать ребёнка нужно! Совершил проступок, получай по заслугам! Другое дело если наказание происходит от плохого настроения родителей. Малыш просто не поймёт за что был наказан. К тому же все дети разные, кто-то спокойно выдержит порку ремнём, а кто-то надолго затаит обиду. Прежде чем наказать ребёнка, объясните ему в чём он провинился. Скажите, что это был очень плохой поступок и у вас нет другого выхода.

Добавить комментарий