Заслуги игры в развитии подростка | Образование и воспитание детей
В игре отдельные подростки могут сделать качественный скачок в своём развитии, так как попадают в обстановку, способствующую выявлению их скрытых сторон и скрытых до сих пор возможностей. Другим игра помогает открыть недостатки характера, обнаруживает отрицательные качества. В этом случае игровая деятельность помогает таким подросткам по-новому осмыслить своё положение в коллективе и место в системе межличностных отношений.
Формирование личности подростка
Психологами доказано, что формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как складываются его отношения между его притязаниями, самооценкой, требованиями к себе и реальными возможностями. Эти отношения могут сложиться по-разному. Важно подчеркнуть, что повышенная самооценка и притязания оказываются очень прочными в тех случаях, когда они закреплены долгим предшествующим опытом, незаслуженной похвалой, переоценкой собственных сил подростка. Тогда сознание своей исключительности, отношение к себе как к личности, выдающейся становится своего рода потребностью.
В этих случаях ради сохранения привычной самооценки подросток идёт на игнорирование своих неуспехов, на эмоциональное отталкивание всего того, что мешает, что нарушает его психологический комфорт.
Следствие этого отношение к действительности становится неадекватным, искажается восприятие, меняется отношение к окружающим, иногда неуспех представляется как результат чьих-то козней, как придирка, но ни в коем случае не как результат собственной ошибки.
Лидеры-подростки
Уместно вспомнить случаи, когда именно так лидеры-подростки воспринимают свои первые неудачи. Пытаясь обвинить судей на игровых этапах, грубят и доказывают, что они не правы, потому что, теряя обычную опору под ногами, они чувствуют, как меняется отношение к ним членов коллектива. Поэтому у подростка появляется комплекс переживаний, связанный с новым для него непривычным положением – развенчанного лидера.
Заслуги игры
Заслуга игры состоит в том, что бы она заставила ненавязчиво, не путём прямого давления со стороны педагога – «Как тебе не стыдно…», а как бы нечаянно привести ребёнка к переоценке себя. Таким образом, часто игра помогает подростку перестроиться, изменить своё поведение. Трудно бывает сделать именно этот первый шаг, но, сделанный в игре, он не вызывает чувство уязвлённого самолюбия или обиды от несправедливости педагога. Даже кажется оправданным правилом игры и самой игровой ситуации. Несомненно, чтобы эта первая нравственная победа над своим «я» закреплялась, следует ещё и ещё раз предоставлять возможность в игре для такой тренировки нравственных качеств личности. Затем перенести эти результаты и в сферу неигровых отношений.
Надо думать, что в педагогической практике не всегда одинаково удачно срабатывает представленная схема. Но и в то же время не стоит пренебрегать игрой, как мощной тренировочной площадкой нравственных качеств, особенно в подростковом возрасте.
Без сомнений в игре ребенок развивается и обучается, это очень важный период, особенно у самых маленьких, через игры ребенок познает мир.
Игры конечно играют важную роль в воспитании ребенка,особенно если они направлены прежде всего на дальнейшее развитие личности.