Образование и воспитание детей. Использование игровых форм в воспитании.
Использование игровых форм в воспитании.
Учёные – психологи, ещё в советские времена, проследили за становлением одного поколения. Изучая поведение детей в детском саду, обратили внимание на отношение детей к игре и на возникающие в игре отношения. Выделились две группы детей: активные и пассивные в игре. Затем дети выросли, и учёные продолжали свои наблюдения в пионерской организации, в школе.
Оказалось, активные в игре дети быстро завоевали командные посты, находили выход своей активной жизненной энергии, не чувствовали никакой ущемлённости. Дети же, которые были пассивными в игре, не могли быстро найти применение своим силам, такая же картина повторилась в комсомольской организации.
Легче находя контакты с ребятами, расширяя свой опыт общения, активные ощущали всю полноту и радость жизни, пассивные же всё сваливали на не благоприятные обстоятельства. Наконец, психологи зафиксировали производственные успехи обеих наблюдаемых групп. Из группы активных в игре сформировались люди с устойчивым положительным мировосприятием, оптимистически настроенные. Из пассивной группы вышли люди, страдающие «аффектом неадекватности», то есть вечным поиском своей несостоятельности в жизни.
Таким образом, между непринятым в игру ребёнком и непонятной личностью во взрослой жизни есть порой прямая связь.
Так стоит ли пренебрегать игрой?
В настоящее время в семье есть возможность целенаправленно проводить свой досуг. Практически каждая семья имеет телевизор, компьютер, библиотеку и т.д. Все эти блага цивилизации увеличивают воспитательный потенциал, нравственный климат в семье, способствуют созданию эмоциональных контактов между родителями и детьми. Однако, отмечая расширение занятий взрослых в свободное время, игру их в домашние настольные игры и другие развлечения, учёные фиксируют сокращение затрат времени взрослых на занятие с детьми.
Это печальный факт, потому что сокращение ежедневного, насыщенного общения родителей с детьми приводит к душевному переживаниям детей. Исключение составляет проведение семейных праздников, новогодних ёлок, дней рождения, когда ребёнок оказывается в центре внимания и сего мнением, наконец, считаются взрослые. Всё-таки, в большинстве семей игре не придаётся нужного значения. Обычно родители предпочитают обходиться словесными методами воспитания – напоминают, повторяют, убеждают, побуждают, упрекают, угрожают, стыдят, требуют и, в конце концов, наказывают.
Всё это вызывает у ребёнка отрицательную реакцию. А ведь насколько просто с игрой. Насколько легче и доступнее детям воспринимать требования родителей, выраженные в игровой форме. Например, чтобы приучить ребёнка убирать за собой вещи, книги, игрушки, посуду, всегда можно придумать игры.
Например, игра «дежурный по комнате».
— Кто сегодня дежурный по комнате? – спросите вы.
И ребёнок, прекрасно понимая игровой язык, тут же поддержит вас:
— Я, Невзорова Настя.
— На уборку территории отводится 15 минут! – дадите задание вы. И работа закипела. Не надо угроз: «Если сейчас не уберёшь – гулять не пойдёшь…» и так далее. Если хотите вместе помыть полы, провести генеральную уборку дома, объявите «морской аврал», а сами превратитесь в матроса и капитана.
Усилить физическую сторону воспитания вашего ребёнка
Если хотите усилить физическую сторону воспитания вашего ребёнка, собирайтесь в «космический полёт». Каждое утро объявляйте тренировки по космическому режиму, коридор превращайте в кабину космического корабля, сооружайте несложные снаряды (канат, кольца, перекладину), упражняйте во всём этом ребёнка. Введите обтирание и обливание холодной водой. Всё время при этом не забывайте, что вы вступили с ребёнком в игровое сообщество.
Нельзя просто так взять и выйти из роли. Надо постоянно поддерживать игровую ситуацию, иначе ребёнок не поверит вам, и тогда все усилия напрасны. Игра будет разрушена, не достигнув своей воспитательной цели. Задача родителей не просто терпеливо продолжать игру, а стараться вновь и вновь вносить в неё разные элементы. И обязательно не забывать поощрять ребёнка за совершённые им усилия над собой в игре – за преодоление лени, безволия, боязни и др.
Игра в семье
Игра в семье – это праздник, который вы дарите детям. Игра облегчает жизнь растущего человека, разрешает основное противоречие, между тем, что они хотят, и тем, что они могут. Игра для ребёнка становится тренировочной площадкой, где выковывается его характер, закаляется воля, испытывается выносливость.
Игра для ребёнка может стать лесенкой при восхождении на «Олимп» становления самостоятельной и всесторонне гармонически развитой личности. Конечно, использование игровых форм в семье совсем непростое дело. Может, не всё сразу получится. Нужно учится, читать, экспериментировать, думать… Игра должна стать вашей помощницей в воспитании, потому что
«…Воспитывать, – пишет В. Г. Белинский, – не значит только выкармливать и вынянчивать (первое может сделать корова или коза, а второе нянька), но и дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?…»
Всё это важно конечно, но не забывайте про то что для нормального развития ребёнка необходимо полноценное питание, спорт и витамины. Мы даём мишки эвалар мультивитамины, потому что они в интересной форме, ребёнку заходят, по цене выгоднее в несколько раз и очень качественные… содержат даже йод для улучшения работы мозга.