Главный навык успешных родителей
Добрый день!
Хочется верить, что мой заголовок вас немного заинтриговал. И вы мучаетесь в догадках, что же это за навык такой. Не буду вас долго томить, это навык — осознанность. Что не ожидали? Хотите расскажу почему? Читайте дальше.
Осознанность означает, что каждый родитель, чтобы он не делал, должен задавать себе вопрос о том, как это действие повлияет на его ребенка.
Например, когда ребенок приходит из школы домой, 98% родителей спрашивают у него: «что получил?». И мы этот вопрос задаем, понимая, что это моя миссия родителя узнать, что он получил. А теперь давайте разберемся, что следует за этим вопросом, что этот вопрос формирует в ребенке или что после него у ребенка остается.
Мы перечеркиваем полностью любое желание учиться. Потому что ребенок хочет быть любимым, он хочет соответствовать нашим ожиданиям, а вопрос «что получил?» говорит о том, что мы ожидаем от него пятерок. И если он не получает пятерки, то значит не соответствует нашим ожиданиям.
А для ребенка формируется следующий момент: что, чтобы быть хорошим, надо уметь приносить хорошие циферки, не надо никаких знаний.
Приведу замечательный пример одной мамочки.
Она рассказала, что не могла в первом классе уложить дочь спать, потому что той надо было обязательно прочитать то, что задала учительница. Это не надо было делать сегодня, так как задано не на завтра, но ей было так важно это выполнить, что она читала с удовольствием.
Она была такая ответственная, все делал «от и до». И девочке это нравилось и у нее все получалось. Закончилась четверть второго класса, началась вторая, и она приходит и говорит, что сегодня списала самостоятельную и получила пять. Следующий момент, мама спрашивает, почему дочь не учит природоведение, на что та отвечает, что ее спрашивали вчера, значит завтра и послезавтра не спросят.
То есть вопрос «что ты получил?» формирует в ребенке умение просчитывать варианты (это не плохо), умение списывать, умение договариваться, чтоб дали списать. Но это, к сожалению, не приводит к знаниям. Родители просто бывают в таком шоковом состоянии и задают мне вопрос: «А что тогда спрашивать?».
И вот тут вступает в силу осознанность, спрашивать нужно то, что вы действительно хотите для ребенка. Это по большому счету из того ответа «каким я хочу его видеть?». Вы хотите, чтобы он получал знания, чтобы он получал образование в школе? Тогда и задавайте вопрос и показывайте, что вам очень важно.
Практические советы
Например, узнайте, что ребенок сегодня узнал нового или, что было сложнее всего, есть ли у него сегодня какой-то успех, что нужно сделать завтра, чтобы не получилась сегодняшняя ситуация, если она негативная. И это про знания. Потому что по большому счету оценка – это инструмент учителя, но не родителя. И вот тогда ребенок видит от родителей, что их интересуют его интересы, открытия и.т.д.
Следующие вопросы, которые могут звучать после школы: «кому ты сегодня помог?», «что тебя сегодня расстроило?», «что тебя сегодня удивило?». И это вопросы про чувства. Если вы не хотите, чтобы он в 18 лет был бесчувственным, не испытывающим никаких эмоций, тогда показывайте, что чувствовать это хорошо и это важно, тогда ты живой. То есть, если мы знаем, что от него хотим, то тогда и разговаривать с ним должны в этом русле, а не в другом.
Понятное дело, что тема правильных вопросов не может быть уложена в одну статью. Мне хотелось просто показать силу этого метода. Если вам интересно узнать новые вопросы ставьте лайки, так я пойму, что статья понравилась.
Спасибо за внимание.